Здесь мы поговорим о звукозаписывающем лейбле Фэт Майка Fat Wreck Chord.
Начнем с места в карьер. Альбом NOFX "Ribbed" вышел изначально на Epitaph,
но вскоре Жирный всё таки изыскал возможность выпустить еще один релиз
от NOFX на Fat Wreck Chord. Им стал 5-и песенный мини-альбом "The
Longest Line", увидевший свет на 1 мая 1992-ого года. Это уже был
гораздо более значительный релиз чем "P.M.R.C Can Suck On This" EP, но,
как рассказывает Фэт Майк, и при выпуске "The Longest Line" для него
главной целью было далеко не становление полноценно функционирующего
панк-лейбла: "Основной задачей было отбить 14000$, которые я растратил:
около 10000$ на запись и примерно 5000$ на печать первых 5000 копий".
Чем-то похожим на
полноценный лейбл Fat Wreck Chord стал только с подписанием Lagwagon в
1992-ом году. Произошло всё просто - Джоуи (вокалист Lagwagon) однажды
подошёл в баре к Фэт Майку и сказал: "Ходит слух, что ты делаешь
собственную фирму. Вот тебе наша демка!". На следующий день Майк ему
перезвонил и сказал: "Давайте делать альбом!". И 1-ого октября на Fat
Wreck свет увидели сингл Lagwagon "Tragic Vision / Angry Days", а
вместе с ним и их дебютный лонгплей "Duh". Сам Майк признаёт, что не
особенно рисковал, вкладываясь в выпуск Lagwagon: "Lagwagon звучат
достаточно похоже на NOFX, а я уже без каких-то особенных обломов
выпустил 2 EP NOFX - так что это не было каким-то шагом в
неизвестность". В первый год было продано около 2500 копий "Duh", но и
это было очень неплохо для начала.
Вскоре к семье Fat Wreck
присоединились еще 2 молодые команды, играющие мелодичный панк-рок - No
Use For A Name и Propagandhi. Фэт Майк всегда старался подписывать на
звёзды лейбла No Use For A Nameсвой лейбл дружественные команды,
которые ему по вкусу. NU4AN и Propagandhi - как раз из их числа. С
Propagadhi, например, он познакомился, когда был в туре с NOFX. Вот,
что он сам говорит: "Они были из Виннипега, Канада, и явно не ставили
себе целью лишь бы куда-нибудь подписаться. Так что я был очень
счастлив найти их. Вообще, таким образом через лейбл, я мог не только
подписывать дружественные группы, но и заводить новых друзей,
налаживать приятельские отношения". "The Daily Grind" от No Use For A
Name и "How To Clean Everything" от Propagandhi выстрелили дуплетом
31-ого мая 1993-его года. 2 этих альбома, а также "Duh" от Lagwagon
очень много значили для становления Fat Wreck Chord как кузницы кадров
калифорнийского панка. На сегодняшний день все эти 3 группы давно уже
стали признанными столпами мелодичного панк-рока и являются одними из
наиболее важных групп для Fat Wreck.
К середине 90-х Fat Wreck
подписали еще множество команд, причём практически каждая из
подписанных групп стала впоследствии большим именем на панк-сцене. На
Fat Wreck даже как-то выпустились Rancid с синглом "Radio Radio Radio",
заглавную песню с которого "Radio" они, кстати, сочинили совместно с
Билли Джо из Green Day. EP был издан 26-ого августа 1993-его года, а
примерно через полгода в Америке грянул настоящий панк-бум. Кроме того,
что Rancid и Green Day стали реально большими звёздами (издали они,
правда, свои попавшие в саму точку лонгплеи на Epitaph и Reprise
соответственно), значительно возрос и интерес к панк-року в целом, что
сделало существование Fat Wreck Chord не то, чтобы совсем безъоблачным,
но дальнейшее развитие заметно облегчило.
Среди наиболее заметных и
определяющих подписаний на Fat Wreck в эти годы можно выделить выпуск
альбомов Good Riddance (группе самой по себе являвшейся [в прошедшем
времени - потому что совсем недавно - в мае 2007-ого - они распались, к
сожалению] очень заметной на панк-рок сцене) и Strung Out (менее
известная команда, но стабильно выпускающая крепко сбитые альбомы, тем
более они и по сей день околачиваются на лейбле Толстого Майка). Где-то
в это же время (19-ого июня 1995-ого года, если точно) Fat Wreck издают
альбом немецкой группы Wizo "Uuaarrgh!". Примечателен этот факт тем,
что американские лейблы вообще достаточно редко выпускают банды не из
США/Канады (Великобритании, как крайний случай), а уж поющие
преимущественно не на английском - тем более! Впрочем, Wizo и по сей
день остаются единственной не англоязычной командой, выпущенной на Fat
Wreck.
Со временем лейбл только
продолжал расти, и к настоящему времени семья Fat Wreck включает уже
более 30 групп, а полная дискография лейбла насчитывает свыше 200
релизов. Отличительной чертой Fat Wreck Chord является очень малый (по
сравнению с другими рекорд-конторами) лист current bands (т.е. групп,
ранее подписанных на лейбле). Объясняется это очень дружелюбным и
демократическим отношением фирмы Толстого Майка к своим артистам. Кроме
того, что с Fat Wreck решили расстаться действительно очень мало групп,
практически ни одна из них не высказывалась как-либо критично о конторе
Фэт Майка. Наоборот, они обычно сердечно благодарили за невероятную
поддержку, которую им оказывали на Fat Wreck. Пожалуй, единственное,
что можно вспомнить сколько-нибудь негативное, это высказывания
барабанщика Sick Of It All при расставании в середине 2005-ого года с
конторой Эрин и Майка: "Мы немного устали от Fat Wreck. МыМайк и Эрин -
награда нашла героев решили перейти на другой лейбл, который обещает
оказывать поддержку нашим релизам на новом уровне рекламы и
промоушена". Но это заявление наврядли можно воспринимать как
сколько-нибудь критичное - на Fat Wreck действительно подписаны группы
в большинстве своём намного более мелодичные чем агрессивные
хардкорщики Sick Of It All - так что тусование в компании несколько
другого сорта команд, на самом деле, могло их порядком утомить. В любом
случае, сколько-нибудь действительно серъезные претензии из групп,
когда-либо подписанных на Fat Wreck, никто никогда к лейблу не
предъявлял. Ничего похожего! Как признаётся Эрин: "Мы близкие друзья
почти со всеми группами на лейбле, кого-то мы можем отнести к нашим
лучшим друзьям, мы даже отпуск с некоторыми проводим (Джоуи из
Lagwagon, Макс и Спайк из Swingin' Utters, Джеффри и Синдер из Tilt)".
Исключительной особенностью
Fat Wreck (благодаря которой практически автоматически во многом и
исключается конфликт групп с лейблом) является подписание соглашений на
выпуск только одной записи, ну или иногда двух - для новых групп. Банды
при желании могут покинуть лейбл практически в любой момент, кроме
того, если это отдельно не оговорено, даже при заключении соглашения на
выпуск записи, издавать свой материал на других лейблах. Вот как Эрин
описывает процесс подписания новых команд на Fat Wreck Chord в
настоящее время: "Мы получаем тонны демозаписей и заявок, но мы
подписываем только группы, которые нам нравятся. Если Майку не нравится
группа, или мы не согласны с их аттитьюдом, мы не подписываем их.
Большинство групп, подписываемых на Fat либо турили с NOFX, либо наши
друзья, либо друзья команд, уже подписанных на лейбл. Например, Avail
нам порекомендовал Джоуи из Lagwagon. Майк и я максимально стараемся
сделать наши группы довольными. Самая важная вещь - то, что наши группы
доверяют нам, знают, что мы честны с ними, что справедливо и
своевременно оплачиваем им авторские отчисления. Независимо от того, в
чём они нуждаются от нас, мы всегда стараемся предоставить им это. Это
наш приоритет №1 - пытаться сделать наши группы полностью довольными.
Мы представляем свою работу успешной только в том случае, если сами
наши группы прекрасно о нас отзываются".
Сейчас под крышей Fat Wreck
Chord также находятся два сублейбла - Honest Don's и Pink & Black.
Немного о них. Honest Don's - лейбл, на котором подписаны группы,
которые по тем или иным причинам не подходят FWC, группы, которые более
попсовые, не настолько панковские, так как Фэт Майк признаётся, что
всегда хотел, чтобы FWC был чисто панк-лейблом и ничем иным. Хотя
несколько групп с Honest Don's после перебрались именно на Fat Wreck.
Например, Mad Caddies. Другой же сублейбл Pink & Black был задуман
для женских групп. Эрин рассказывает, что пытается через Pink &
Black сделать лейбл, который бы поддерживал женский рок, но не так, как
это происходит в среде мэйнстримового шоу-бизнеса. Обеими этими
сублейблами также руководят Майк и Эрин.
Как я и написал в начале,
Fat Wreck стартовал Фэт Майк с помощью своей жены Эрин. Сейчас Майк
официально является президентом лейбла, а Эрин - вице-президентом.
Спустя несколько лет, когда уже Fat начал приносить кое-какую прибыль,
Эрин смогла уволиться со своей прежней работы и заняться исключительно
лейблом. Именно она полноправно руководит Fat Wreck, когда Майк турит
со своей группой. Впрочем Жирный не так много времени уделяет лейблу,
даже находясь в Сан-Франциско. Но этому есть причины: "У меня
девочка-ребёнок, страсть к азартным играм, звукозаписывающая студия и 2
группы. Когда я в городе, я посвящаю FWC примерно по 3 часа 3 дня в
неделю".
Интересно подробнее узнать о
распределении ролей Майка и Эрин на лейбле. Слова Эрин: "На Майке
держится креативная часть лейбла, ну а я руковожу финансовой стороной.
Обычный день... Я разбираю почту, отвечаю на письма, разговариваю с
нашими группами по ну и кто здесь главный? :-)телефону. Майк занимается
более веселыми вещами, типа устанавливает порядок песен в компиляциях,
пытается организовать туры для наших небольших групп, ну а я попутно
еще занимаюсь таким надоедливым делом как авторские отчисления и
налоги". Конечно, без споров не обходится, Эрин: "Ну, вообще-то, на
работе довольно часто у нас появляются разногласия, не всегда из-за
того, подписывать ту или иную группу или нет, но и из-за других вещей.
Я очень консервативна, а Майк более рискованный. Майк также
придерживается политики невмешательства, а я хочу, чтобы все было под
контролем. Мне кажется, что наши разногласия идут лейблу только на
пользу, т.к. находясь на противоположных сторонах, наши решения
являются результатом компромисса и находятся в золотой середине. К
счастью, наши разногласия не идут дальше работы, так что в конце дня,
после работы мы по прежнему счастливы". Майк по этому же поводу: "На
работе мы частенько ссоримся, но когда приходим домой, я просто говорю,
что я был не прав и такого больше не повторится. Эта стратегия отлично
работает".
Среди кучи релизов,
выпущенных Fat Wreck Chord, обязательно стоит обратить внимание на
множество отличнейших сборников. Во-первых, можно выделить достаточно
традиционную по своей идее (компиляция редких, новых или просто хитовых
песен от команд лейбла) серию "Fat Music", вышедшую к настоящему
моменту в 6-и частях. Правда, в последнее время Фэт Майк притормозил её
дальнейшее издание - последний 6-ой сборник вышел еще в ноябре 2002-ого
года. За что эту серию следует отдельно отметить, так это за названия
(и обложки) каждой из частей - очень юморные и самоироничные по
отношению к имени лейбла и нику Майка. 1 часть - "Fat Music For Fat
People", 2-ая - "Survival Of The Fattest", 3-ая - "Physical Fatness",
4-ая - "Life In The Fat Lane", 5-ая - "Live Fat, Die Young" и 6-ая -
"Uncontrollable Fatulence". Большую популярность приобрели 2 части
сборников "Rock Against Bush", вышедшие в 2004-ом 20-ого апреля и
10-ого августа соответственно в рамках одноименной кампании,
организованной Фэт Майком с целью побудить людей, особенно фэнов
панк-рока, пойти на голосование и сказать "нет" Бушу. Кроме 2-х этих
сборников кампания "Rock Against Bush" также включала серию концертов,
сайт punkvoter.com, издание определённого мерчендайсинга (например,
известнейшей футболки с изображением Буша и подписью "Not My
President"). Сами сборники включали треки (в большинстве своем редкие
или новые и чаще всего антибушевской тематики) от самых известных
панк-рок групп (Green Day, The Offspring, Sum 41, Bad Religion, Rancid
и т.д.) и нескольких также очень известных альтернативных команд
(Ministry, No Doubt, Foo Fighters, ...). Гениальнейшей по своей идее
является компиляция "Short Music For Short People", выпущенная конторой
Жирного Майка 1-ого июня 1999-ого года. Пластинка включает 30-ти
секундные боевики практически от всех значимых банд в истории
панк-музыки. 101 трек!!! Рассказывает Фэт Майк: "Когда мы делали эту
компиляцию, многие группы сами звонили нам. Они не думали, что смогут
сделать на этом деньги. Как ни удивительно, мы перечислили свыше 2000
долларов каждой из групп, принимавших участие в сборнике". Очень
интересны также 2 бенефита - "Liberation: Songs to Benefit PETA" и
"PROTECT: A Benefit for the National Association to Protect Children",
изданные в 2003-ем и Fat Music, vol. 5 - Live Fat, Die Youngв 2005-ом
годах соответственно, весомая часть от продажи тиража которых поступила
соответствущим организациям: PETA (Люди За Этичное Отношение К
Животным) и National Association to Protect Children (Национальной
Ассоциации Защиты Детей). В конце 2006-ого Fat Wreck Chords преподнесли
рождественский подарок всем панк-фэнам - сборник "X-Mas Bonus" с
полутора десятком как раритетных и ранее не издававшихся, так и
абсолютно новых трэков от издающихся на лэйбле групп. Среди них NоFX,
Strike Anywhere, Only Crime, Smoke Or Fire, Leftover Crack, Against Me!
и другие. Сборник можно послушать по этому адресу или абсолютно
официально скачать отсюда. Кроме того Fat Wreck было выпущено несколько
частей видео-сборников "Peepshow" с клипами и другим материалом от
команд лейбла.
В последние несколько лет
Fat Wreck понесли несколько весомых потерь в листе своих групп - уже
упомянутый переход Sick Of It All на Abacus Recording, Less Than Jake,
выпустив на лейбле Жирного Майка единственный релиз - лонгплей "Borders
& Boundaries" в октябре 2000-ого, быстренько слиняли на мейджор
Sire Records, совсем недавний распад одних из легенд лейбла Good
Riddance, ну а самым большим огорчением, конечно, стал поочередной уход
на мейджор-лейблы 3-х очень дружных между собой социально-политических
панк-групп - Rise Against, Anti-Flag и Against Me! Все эти 3 группы
изначально были настроены довольно негативно к большим корпорациям, но
всё таки подписались на мейджор-лейблы, объясняя это желанием донести
свой посыл большей аудитории и тем, что в контрактах с мажорными
компаниями они прописали недопустимость какого-либо контроля над их их
творчеством со стороны мейджеров. Первыми Fat Wreck, перейдя на Geffen
Records в 2004-ом году, покинули Rise Against, весной 2005-ого
заявление о подписании контракта с RCA Records сделали Anti-Flag, а не
так давно стало известно о том, что новый студийник Against Me! выйдет
на Sire Records. Вот что, например, Фэт Майк сказал в одном интервью об
уходе Against Me! с Fat Wreck: "Чуваки из группы сказали мне, что на
самом деле чувствуют вину по этому поводу. Но не я понимаю, за что они
могут себя винить. Они сделали две великолепные пластинки для моего
лейбла, и все, что я на самом деле хочу для них - чтобы они были
счастливы. Всё окей, если группа хочет по каким-то причинам покинуть
лейбл, я могу понять это, я и сейчас остаюсь друзьями с Rise Against и
Anti-Flag".
Через довольно удачное
подписание нескольких новых групп в последнее время Fat Wreck смогли
компенсировать в какой-то мере потери. Среди новоприбывшего состава
следует особо выделить уже довольно известную отличную панк-хардкор
формацию из Ричмонда Strike Anywhere, Only Crime (с такими заметными
личностями в команде как Расс Ранкин [Good Riddance], Аарон The Epoxies
- одна из лучших новых групп Fat WreckДэлбек [Bane / Converge], Билл
Стивенсон [Black Flag / Descendents]), ставших уже культовыми в
определенных кругах анархо-ска-хардкорщиков Leftover Crack,
панк'н'ролл-квинтет из Портленда The Epoxies с женским вокалом и
синтезатором, еще один панк-хардкор коллектив из Ричмонда Smoke Or
Fire, к настоящему времени также успевший набрать кое-какой вес,
панк-ревивайл из Миннеаполиса с заправилой-вокалисткой The Soviettes,
ну и другой молодняк тоже спуска не даёт =)). Кроме того c альбома "War
On Errorism" 2003-его года NOFX стали выпускать и свои лонгплеи именно
на Fat Wreck (раньше их полноформатники издавались исключительно на
Epitaph, тогда как FWC перепадали только всяческие синглы, EP,
концертники и сборники). Плюс ко всему старая гвардия в лице Lagwagon,
No Use For A Name, Propagandhi, Me First And the Gimme Gimmes, Strung
Out, Mad Caddies, Swingin' Utters пока и не думает выходить из строя,
а, наоборот, готова задать жару кому угодно.
В настоящее время на Fat
Wreck трудятся свыше 15 сотрудников в США (в том числе такой заметный
паренёк как Floyd - это толстый чувак, отвечающий в faq на
www.fatwreck.com, кроме того именно из его головы вышло множество
остроумных идей насчёт релизов Fat Wreck, плюс к этому он успел
засветиться в клипах нескольких команд лейбла - например, "Good
Riddance - One For The Braves" или "Me First And The Gimme Gimmes - I
Believe I Can Fly"), 2 в Канаде и 2 в Германии (проверьте этот сайт).
Релизы конторы (по 15-20 в год - например, за 2005-ый - 17, за 2006-ой
- 16) распространяются через RED Distrubition (составная часть Sony)
[впрочем через RED распространяются релизы и многих других независимых
лейблов - Victory, Epitaph, Trust Kill и т.д.], а сами Fat Wreck Chord
являются одними из самых успешных и крупных американских панк-лейблов.
Именно поэтому кое-кто иногда и сравнивает FWC с мейджор-лейблами, на
что Фэт Майк отвечает, определяя разницу: "Я думаю, между мажорными
конторами и нашим лейблом имеются огромные различия. Мы обращаемся к
нашим группам, как к членам семьи, мы выпускаем записи, потому что
любим их, и у нас подписано множество групп, на которых мы, на самом
деле, теряем деньги. В первую очередь при выпуске мы заботимся о том,
чтобы это была хорошая запись. На мейджорах, если вы не продаёте сотни
тысяч копий, вас списывают. Я же действительно не особенно забочусь о
деньгах. Я хочу быть честен со своими группами. Когда я постарею, я
хочу иметь кучу друзей, а не гору денег".
Хотя Fat Wreck и является
действительно достаточно крупной компанией, но всё таки ни один из
релизов конторы так и не достиг пока золотого или платинового статуса.
Одни же из самых успешно продаваемых записей лейбла - это NOFX "The War
On Errorism", Me First and the Gimme Gimmes "Have A Ball", 2 части
сборников "Rock Against Bush", Lagwagon "Hoss", компиляция "Short Music
For Short People", No Use For A Name "Leche Con Carne", Hi-Standard
"Angry Fist", ...
Несмотря на слухи, Fat Wreck
не является и никогда не являлся членом Recording Industry Association
of America (Американской Ассоциации Звукозаписывающих Компаний -
ассоциации, представляющей интересы звукозаписывающей индустрии США. В
последнее время роль RIAA достаточно неоднозначно оценивается
общественным мнением. Это связано с активным противодействием, которое
она оказывает развитию файлообменных сетей и других технологий
распространения музыки. Критики RIAA указывают на то, что она защищает
интересы только больших звукозаписывающих компаний, а не артистов или
потребителей). Вот что сказано про это на сайте Fat: "Участники ли мы
RIAA? Не просто 'Нет', вообще ни хера! Мы потратили три года, чтобы
удалить имя нашего лейбла (причем внесённого с орфографическими
ошибками в написании) из списка членов. И что же мы видим спустя год?
Имя нашего лейбла снова оказывается в их чёртовом списке! Что за сукины
дети?! Само собой разумеется, сейчас мы снова пытаемся удалить наше имя
из их списка, только опять наврядли это получится достаточно быстро".
Конечно, можно отметить
некоторую консервативность Fat Wreck Chord - так как они и по сей
Жирный за делом =))день продолжают выпускать исключительно панк-рок,
причём еще определенного типа (в отличии от тех же Epitaph, например,
среди артистов которого сейчас можно обнаружить и андерграундный
хип-хоп, и несколько эмо команд, пауэр-поп группы и даже Тома Уэйтса с
Ником Кейвом). Но для мелодичных панк-рок-банд, для которых слово
"панк-рок" действительно несёт какое-то значение, Fat Wreck и на
сегодня остаётся одной из самых желанных контор для подписания. А
объясняется это тем самым отношением, о котором говорил Фэт Майк -
лейбл пытается сделать всё возможное (а так как FWC сейчас
действительно крупная контора, то возможно ему многое), чтобы группа
была довольна. В подтверждение напоследок высказывания некоторых групп
лейбла (бывших или настоящих) о Fat Wreck.
Strung Out: "Fat Wreck нам
как дом. Это лейбл, с которым мы начинали, и сейчас продолжающий
поддерживать нас всевозможными способами. Фэт Майк и Эрин -
замечательнейшие люди также как и все другие сотрудники на Fat Wreck
Chord. Со всеми ними у нас уже длительные отличные взаимоотношения. Фэт
Майк - отличный друг, и он всегда говорит на прямоту с нами. С ним
можно говорить практически обо всём, что угодно и никогда при этом не
почувствуешь, что он в чём-то юлит. Без Fat Wreck мы определённо не
сделали бы столько всего, сколько сделали к сегодняшнему дню, так что,
конечно, мы очень им доверяем".
Anti-Flag: "Fat - отличный
лейбл. Это реально независимый лейбл, который больше заботится о музыке
чем о деньгах. Это очень важно. Нам нравится быть на Fat. Это очень
важно и полезно - быть на очень хорошем лейбле".
Mad Caddies: "Фэт Майк - во
многом определяющая составляющая того, что мы добились сейчас. Конечно,
он всегда поддерживал нас. Именно он помог нам выпустить первый альбом.
Просто наличие его поддержки, опоры, придало нам уверенность, что
позволило раскрепоститься и лучше заняться тем, что мы делаем".
Lagwagon: "Майк поддерживал
нас в 99,9 % того, что мы делали. Спишем 0,1 % на его ленность =)). Мы,
на самом деле, не добились бы того, чего добились, без поддержки Fat
Wreck".