Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — как политологический термин, обозначает политический режим диктаторского типа, характеризующийся обычно политически правой идеологией, национализмом, этатизмом (государственничество), милитаризмом, корпоративизмом, популизмом, шовинизмом. В более узком историческом смысле, режим, существовавший в Италии в 1920-е — начале 1940-х при Б. Муссолини.
Этимология
Итальянский фашизм
Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фашио) — «союз» (название политической радикальной организаций Б. Муссолини — Fascio di combattimento — «Cоюз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis — «связка, пучок», которым в частности обозначались символы магистратской власти — фасции, связки розг с воткнутым топором. Благодаря этому, изображение фасцев стало символом движения Муссолини, апеллировавшего к имперским традициям Древнего Рима (в частности, Муссолини утверждал, что первым фашистом был Юлий Цезарь.)
Фашизм в узком смысле слова, то есть итальянская доктрина Бенито Муссолини, выдвигала на первый план идею корпоративного государства, то есть идею государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце 1910-х гг., итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 году. Сам Муссолини в своей книге "La Dottrina del Fascismo" использовал слово "фашизм" и в значении "режим", и в значении "идеология":
«il fascismo, oltre a essere un sistema di governo, è anche, e prima di tutto, un sistema di pensiero.» («фашизм - это не только система управления, это также, и прежде всего, система мысли.»)
Фашизм и Коминтерн
С начала 1920-х слово фашизм используется в документах и пропаганде Коминтерна как родовое имя для обозначения нового социально-политического явления — реакционной террористической диктатуры финансового капитала, опирающегося на мелкую буржуазию, а также для политических движений, такую диктатуру проповедующих или практикующих.
Такие движения в 1920—1950х годах получили распространение в странах Европы и Америки. В Италии, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Эстонии, Латвии подобные силы пришли к власти; К фашистским также относят «сословное государство» Дольфуса-Шушнига в Австрии (австрофашизм), испанскую «фалангу», португальский «Режим Нового государства», каудилизм в странах Латинской Америки и др. С конца 1920х годов термин «фашизм» стал всё чаще использоваться в отношении германского национал-социализма его противниками. В Советском Союзе начиная с 1930х годов слово «фашизм» чаще применялось к Германии, чем к другим странам (включая даже Италию).[источник?]
Классическим марксистским определением фашизма считается данное в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна, докладчиком по этому вопросу вопросу Г. Димитровым («димитровское» определение)
Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала….Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов.
В то же время для режима и господствующей идеологии некоторых стран термин «фашизм» почти не использовался, хотя он и подходил по формальным признакам. Например, в СССР было принято вместо «японский фашизм» использовать словосочетание «японский милитаризм».
С началом второй мировой войны такое понимание термина перенимается буржуазно-демократическими и демократическими слоями стран — участников антигитлеровской коалиции, хотя те, конечно, изменяют его в соответствии с собственными политическими представлениями, например, энциклопедия Британника пишет:
Fascist parties and movements came to power in several countries between 1922 and 1945: the National Fascist Party (Partito Nazionale Fascista) in Italy, led by Mussolini; the National Socialist German Workers' Party (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), or Nazi Party, led by Adolf Hitler and representing his National Socialism movement; …
Например в современной России понятие «фашизм» практическими всеми слоями населения ошибочно идентифицируется с немецкими захватчиками в Великой Отечественной Войне.
[править] Современные исследования фашизма
С конца 1980х годов появляется сильный интерес к исследованию феномена фашизма среди академических историков и социологов. Выпускается целый ряд научных монографий, как в Европе (см. например Роджер Гриффин) так и в России (см. например Александр Галкин).
В современных СМИ
Основная статья: Фашист (эпитет)
Слово фашист обрело негативную окраску после Второй Мировой Войны, и для политических групп стало непопулярно соотноситься с фашизмом. В настоящее время, некоторые политики в своих выступлениях ассоциируют фашизм со своими политическими оппонентами, или определяют фашизм как нечто противоположное их собственным политическим убеждениям.
Сегодня в средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике. Фашизмом также часто (хотя и неверно) называют национализм, особенно, его вариант основанный на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. На практике, особенно в среде дилетантов, слово «фашизм» стало просто ругательным словом в политической демагогии, потеряв своё смысловое содержание. Для некоторых, обвинения в фашизме стали орудием борьбы с политической оппозицией.
В странах Запада фашистским было принято называть режим Саддама Хусейна в Ираке. Британская энциклопедия называет этот режим 'neofascist in several respects'.
[править] Основные черты фашизма
* Огосударствление всех сторон жизни общества посредством создания системы массовых организаций. Для фашистских государств характерно наличие рыночной экономики при сильной регулирующей роли государства.
* Значительная военизация общества.
* Насильственные методы подавления инакомыслия (оппозиции).
* Тотальная система идеологического контроля, целью которого провозглашается развитие и приумножение нации, сплочения народа под единым идеологическим строем.
* Культивация консервативных, националистических идей, целью которых провозглашается отстаивание прав и свобод коренного населения.
* Вождизм: культ личности дуче, каудильо, вождизм развит, в основном, по причине единоправия, когда у власти находится один-единственный человек, являющийся, по сути, вождём нации, в чьи обязанности входят не только блага правления, но и ответственность перед собственным народом.
* Неприятие принципов либеральной демократии.
* Создание идеала «новой личности»: волевой, сильной духом, освобождённой, находящейся «по ту сторону добра и зла».
* Крайние формы шовинизма (например, апартеид или геноцид).
* Полицейское государство.
Фашизм и религия
По мнению Бенито Муссолини:
«В фашистском государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством.»
Бенито Муссолини. Доктрина фашизма. 1932
Фактически, отношение конкретного фашистского режима к религии и церкви зависело от того, насколько глубоко он был связан с традиционными структурами: от тесной связи (Румыния, Венгрия, Испания) до конфронтации (нацизм). Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошел на компромисс с церковью. В Испании католическая церковь с самого начала была связана с фашизмом. Памятник Долина Павших, построенный по приказу генералиссимуса Франко, соединяет в себе как религиозную, так и фашистскую символику. В любом случае, религиозная мысль и религиозная жизнь в фашистском государстве строго цензурируется и контролируется государственной системой ввиду тоталитарного характера последней.
Адольф Гитлер активно сотрудничал с некоторыми религиозными лидерами. С 1941 по 1945 год в качестве почетного гостя нацистской Германии в Берлине жил муфтий Иерусалима Мохаммад Амин аль-Хусейни. Католическая и протестантская церковь в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных
Фашизм и православие
Гитлера поддержали некоторые высокопоставленные представители Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата. Это объясняется тем, что лидеры православных Церквей видели в нападении Германии и ее союзников на СССР возможность восстановить на оккупированных территориях церковную жизнь, почти уничтоженную или загнанную в подполье советской антирелигиозной политикой, а в перспективе — восстановить царский режим, финансово и политически поддерживавший православие.
По многочисленным свидетельствам, при занятии соединениями Вермахта очередного населенного пункта СССР (а иногда и до прихода фашистских войск) в нем по инициативе православных верующих сразу же открывались церкви, которые не успела разрушить советская власть. К храмовому богослужению вернулись тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье[10]. Некогда закрытые храмы впервые за долгие годы были отреставрированы и переполнены молящимися. На оккупированных территориях оказалось больше действующих храмов, чем во всей остальной Советской России.
Одновременно с этим, на контролируемых СССР территориях представители Русской Православной Церкви заявляли о «духовной поддержке» советскому народу (обращение к верующим Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия 22 июня 1941 года (впервые напечатанном в 1943 году), о поддержке блокадного Ленинграда), ими был организован ряд акций в борьбе против фашистской армии (перечисление денежных средств в фонды обороны и Красного Креста, сбор одежды и продовольствия в приходах, сбор средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского), которые советским правительством были оценены как популистские. При этом часть этих акций были организованы по инициативе самого советского правительства.
По мнению православных исследователей, в цели германского руководства укрепление православия не входило. Возрождение народной религиозности якобы использовалось Германией исключительно в пропагандистских целях противодействия советскому руководству. В подтверждение своей точки зрения православные исследователи приводят тезис о том, что Гитлер желал видеть Православную Церковь раздробленной, а ее епархии на оккупированных территориях — независимыми от влияния Московского Патриархата. Также, в подтверждение этой точки зрения приводятся факты о том, что некоторые иерархи и простое священничество оказывали сопротивление предполагаемой политики Германии в отношении Православной Церкви.
В некоторых случаях германские оккупационные власти запрещали поместные церкви. Так, 27 сентября 1942 года была запрещена Православная Церковь Чешских земель и Словакии. Ее Предстоятель епископ Горазд и несколько священников были расстреляны, имущество Церкви конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. Причиной этому послужило то, что православные священники укрыли в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия группу чешских агентов, заброшенных из Великобритании и расстрелявших генерала полиции обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха.
Пишем, что про них знаем, как относимся и т.д.